Стандарты работы официанта
Блок 1 . В течении смены
Осуществляет обслуживание гостей ресторана:
− приветствует гостей;
− принимает заказы;
− осуществляет продажи;
− подает гостям напитки и блюда;
− осуществляет уборку в процессе обслуживания;
− рассчитывает гостей;
− прощается с гостями;
− производит уборку после ухода гостей.
- Предоставляет гостям всю необходимую информацию о ресторане.
- Контролирует ситуацию на своей позиции и в зале.
- Когда необходимо, оказывает помощь коллегам и сам обращается за помощью.
- Поддерживает контакт с сотрудниками смежных подразделений в процессе выполнения работы.
- Своевременно информирует менеджера обо всех комментариях гостей, проблемах, забытых вещах, жалобах и инцидентах с гостями, технических неполадках и т.п.
- Контролирует чистоту и порядок в зале и подсобных помещениях ресторана.
- Выполняет дополнительные обязанности по поддержанию чистоты и порядка на рабочем месте.
- При необходимости может выполнять обязанности других сотрудников и иные задания менеджера зала.
Блок 2. Рабочая позиция во время смены
Во время своей смены официант отвечает за назначенную позицию то есть:
− обслуживает гостей, сидящих там;
− поддерживает чистоту и порядок на позиции.
-Помимо своих основных обязанностей по обслуживанию гостей официанты должны выполнять дополнительные текущие обязанности.
- Каждый стол в зале имеет свой номер,
- Необходимо знать номера столов и посадочных мест за каждым столом, это помогает принять заказ и запомнить, куда и кому именно надо подать блюда и напитки.
- Ни при каких обстоятельствах не игнорируйте гостей, сидящих за столами на позициях других официантов.
- Если гость, сидящий там, просит вас подойти, сделайте это так быстро, как только сможете.!!!! - Выслушайте внимательно просьбу и, если это заказ, передайте информацию официанту, работающему на этой позиции.
- Если официант очень занят в этот момент или его нет, выполните этот заказ сами.
- Никогда не говорите гостю «Это не моя позиция, это не мой стол!»
Блок 3. Работа с гостями
Приветствие:
- После подачи меню хостес официант подходит к гостям через 3-5мин .

- Улыбнитесь и поприветствуйте гостей сразу после того, как они расположились за столом, но не позже чем через 1 ми- нуту.

- Старайтесь запоминать, как зовут постоянных гостей, и обращайтесь к ним по имени/имени-отчеству.

- Обращение - на вы - все категории гостей.

- Обращение - на ты , если знакомая компания, или компания располагает к общению.

- Приветствие - Добрый день, здравствуйте , привет- Я Мария, Ксения .....
Прием заказа:
- Если официант занят обслуживанием других гостей на своей позиции, то любой свободный сотрудник должен поприветствовать гостей и принять заказ на напитки.

- Принимая заказ, находитесь справа от каждого гостя или выберите наиболее удобную позицию с той стороны стола, где вас могут видеть и слышать большинство гостей, сидящих за столом.

- После приветствия гостей необходимо предложить свою помощь в выборе заказа.

- Если гостям требуется больше времени на обдумывание основного заказа, то необходимо принять заказ на напитки и подать их. И только после этого принять основной заказ.

- Узнаем у гостей очередность подачи блюд ( одновременно по курсам, по готовности)

- Не каждый гость нуждается в советах, в некоторых случаях достаточно просто принять заказ, дополнительно обратить внимание на новые блюда в меню и поблагодарить за сделанный выбор, но чаще всего гостям нужна помощь в выборе.

- Задайте вопрос или скажите традиционную фразу — покажите свою готовность оказать помощь в выборе.

- Принимая заказ, задавайте гостям вопросы, давайте рекомендации, помогайте сделать выбор.

- Согласно речевому регламенту предлагаем каждое блюдо, акцентируем на истории блюда, технике приготовления , особых ингредиентах.

- Используя речевые обороты- МЫ ГОТОВИМ... , МЫ ПОДАЕМ... Это говорит о командной работе ресторана.

- Принимая заказ, двигайтесь по часовой стрелке, если есть такая возможность и необходимость.

- Каждый индивидуальный заказ на еду и напитки должен быть принят полностью, прежде чем перейти к другому гостю.

- Во время обеда и ужина предложите вино.

- Необходимо хорошо знать ассортимент вин и их характеристики.( Файл с описаниями блюд и напитков).

- При приеме заказа на вино необходимо уточнить, когда подавать вино сразу или при подаче основного блюда.

- Если сомневаетесь по поводу заказа, не бойтесь задавать вопросы и что-либо уточнять. ВАЖНО!

- Заказ на десерты делаем позже .

- Во избежание ошибок в процессе обслуживания, приняв заказ у всех гостей, необходимо повторить заказ для каждого гостя отдельно в порядке последующей подачи напитков и блюд.

- Уточняем детали подачи- все блюда по готовности, по курсам, одновременно.

- Если есть блюда TO SHARE - выносим подставные тарелки. При заказе рекомендуем, предлагаем несколько блюд, чтоб пробовали все.

-Мы не используем разносы!!! Работаем руками.

- Меню оставляем на столе по желанию гостей. Если меню на столе - знак ,что заказ не принят. По желанию меню оставляем вертикально в вырез стола.

Обработка заказа:
- Обязательно все заказы вносятся в смартфон R keeper/

- Важно таким образом принять и записать или зарегистрировать заказы, чтобы было понятно, кто из гостей что ест и пьет.

- Отдача блюд:
Заказ пробит по курсам- по умолчанию 1 курс одновременно. Далее официант сообщает( пробивает доп чек 2 курс, 3 курс );
Любой курс по умолчанию - блюда отдаются одновременно.
Заказ пробит без курсов- блюда отдаются по готовности по умолчанию. Без дополнительных комментариев.

- Приняв заказ, с позволения гостей соберите со стола все меню , отнесите на станцию хосте.

-` Если необходимо, лично предупредите сотрудников кухни и бара об особых пожеланиях гостей!!!!
Прощание с гостем:
- Прощание, как и приветствие, должно быть теплым и искренним.

`- Прощаясь с гостями, поблагодарите их за визит, пригласите прийти еще раз, пожелайте хорошего дня или вечера.
Блок 3. Работа с гостями
Официант приходит на смену заблаговременно, в 11:00 он должен быть уже в зале.
Завтракает 10-15 минут(по субботам и воскресеньям обязательна дегустация бранча).
Подготавливает зал:
• Натирает столы, в том числе и края,ножки,проверяет чистотыу под столешницей(по мере необходимости использует чистящее ср-во);
• Проверяет подушки на всех стульях, в том числе и барных(должны быть все в наличии, без волос, крошек,пятен,привязаны к стульям;при необходимости заменяем,переворачиваем);
• Протирает ножки стульев, спинки,лавочки вдоль окон;
• Сервирует столы банкой с приборами(2 ложки,4 ножа и 4 вилки) и стаканом с салфетками(не менее 8 салфеток).Вся посуда и приборы должны быть чистые, без разводов, сколов, трещин и посторонних предметов внутри ёмкостей;
• Отдаёт на мойку вазы с цветами(контролирует мойку ваз и замену воды).Возвращает до открытия ресторана вазы в зал;
• Подготавливает свечи в банках с фитилями на вечер;
После подготовки зала (до "5-минутки") сотрудник переодевается. Внешний вид должен соответствовать стандартам заведения;
В 11:45 проходит "5-минутка" с менеджером:
• Узнаём стоп-лист;
• Распределяем сотрудников по позициям;
• Назначаем ответственного за доставку;
• Узнаём программу по дневным/вечерним мероприятиям(птн,сб,вс);
• Разбираем проблемные моменты предыдущих смен;
• Проверяем готовность сотрудников к работе(скромный макияж, минимум украшений, волосы убраны, чистота униформы, гигиена рук и тд...);
Ответственный за доставку до 12:00 приносит со склада всё необходимое для бесперебойной работы ресторана в течение смены(все хоз.товары необходимые официанту);
В 12:00 официанты в униформе готовы к работе(знают стоп-лист, хоз.товары в наличии, стоят на своих позициях в чистом зале).
Подача напитков и еды
- Сервировка стола должна соответствовать подаче ближайшего напитка и блюда.

- Контролируйте нормативы приготовления напитков.

- При несоблюдении нормативов приготовления и подачи напитков извинитесь и проинформируйте гостей о времени дополнительного ожидания.
При получении напитков в баре проверьте соответствие напитков заказу.

- Когда напитки готовы, поставьте заказ аккуратно на поднос и
отнесите гостям.

- Если за столом есть дети, то обслужите их в первую очередь.

- Напитки подаются справа, по возможности.

- Напитки подаются по правилу открытой руки, будьте как бы
открыты гостю. Если гость находится слева от вас, подавайте
бокал правой рукой и наоборот

- Ставьте бокалы справа от гостей, называйте каждый напиток.

- Бокалы берите за ножку, стаканы — за основание.!!!

- Подача вина выполняется согласно стандартам обслуживания.

- Хлеб подается после подачи первых напитков и перед подачей
еды.

- При несоблюдении нормативов приготовления и подачи еды
извинитесь и проинформируйте гостей о времени дополнительного ожидания.

- Блюда для детей могут подаваться по мере готовности по по-
желанию родителей, не дожидаясь одновременной подачи
для всех гостей.

- При получении блюда с раздачи проверьте соответствие блюда заказу и визуально оцените блюдо.

- Еда подается с правой стороны, по возможности.

- При подаче блюд следуйте правилу открытой руки. Если гость
находится слева, подавайте блюдо правой рукой и наоборот.

- Ставьте блюдо прямо перед каждым гостем.

- Проговариваем название каждого блюда при подаче.

- Последовательность подачи уточняется при приеме заказа.

- Называйте каждое блюдо.

- Держите тарелки только за край.

- Если тарелка очень нагрета, необходимо предупредить об
этом гостя.

- Пожелайте гостям приятного аппетита.

- Предлагайте сделать повторные заказы на напитки, как только бокал гостя будет пуст на ¾.

- После подачи закусок следите за столом, с тем чтобы вовремя
отправить на кухню заказ на горячее, учитывая время приготовления.

- Постоянно контролируйте стол, доливайте воду, добавляйте
хлеб и т.п.

- При подаче пасты с креветками подаем отдельную подставную тарелку для панцирей ,как при подаче пасты вонголе.

- Будьте доступны гостям, но ненавязчивы.

- Сервируйте стол необходимыми столовыми приборами перед
подачей основного блюда.
ЧЕК ЛИСТ ЗАКРЫТИЯ ОФИЦИАНТА
Официанты рассчитывают всех гостей(закрывают все столы, включая столы персонала) до 23:50(кроме птн. и сб.);
Готовят зал к закрытию:
• Убирают всю грязную посуду со столов;
• Собирают банки с приборами и салфетницы. уносят их на станцию официанта (в вск. освобождают все банки из под салфеток и приборов и отдают их на мойку);
• Протирают столы(без использования чистящих средств);
• Проверяют подушки на всех стульях, в том числе и барных. Подушки с загрязнениями отдают в стирку;
Убираются на станциях официанта:
• Счётницы ДК аккуратно складывают;
• Мусор и чеки выбрасывают;
• Лишние предметы убирают;
Убираются на линии раздачи(в зоне доставки):
• Упаковки "на вынос" аккуратно складывают;
• Лишние предметы убирают;
• Посуду отдают на мойку;
• Все чеки и мусор выбрасывают;
После окончания подготовки смены к закрытию и закрытия ресторана официанты:
-сообщают об этом менеджеру(менеджер проверяет уборку зала и отпускает сотрудников).
-Уход с работы строго с разрешения менеджера.